lapponicus (lapponicus) wrote,
lapponicus
lapponicus

"Что там поменялось-то в твоей истории?", или о постоянном совершенствовании курсов

Начинаю скоро второй DWM 2016, все правда:

Originally posted by navlasov at "Что там поменялось-то в твоей истории?", или о постоянном совершенствовании курсов
Как-то я говорил с одним коллегой, что называется, "за жизнь". Неожиданно он признался мне: "Люблю курсы по истории. Один раз сделал - и потом уже не надо переделывать!"

Я придерживаюсь прямо противоположного мнения. Причем применительно к любому предмету. На мой взгляд, преподавание в университете - как плавание по реке против течения. Если ты не работаешь постоянно над своими курсами, тебя неуклонно сносит назад.

В этом, на мой взгляд, одно из радикальных отличий преподавания в вузе от преподавания в средней школе. В школе ты, повторяя год за годом одно и то же, остаешься примерно на том же уровне - исключений сравнительно немного. Потому что в школе ученики имеют дело с некоторым сформировавшимся, базовым набором знаний, изменения в котором, тем более радикальные, происходят довольно редко. Поэтому любая доработка содержательной части со стороны учителя является безусловным движением вперед. В университете ситуация иная. Здесь двигаться вперед нужно для того, чтобы просто оставаться на месте - то, что Иен Моррис называет "синдромом Красной королевы", апеллируя к знаменитой сцене из Кэрролла.

Дело в том, что и преподаватели, и студенты в вузе имеют дело с постоянно и динамично развивающимся научным знанием. Наиболее ярко это видно на примере курсов, посвященных современности. Например, приходя в понедельник утром на лекцию по современной Германии, я уже должен быть в курсе того, каков итог прошедших в воскресенье выборов. Подготовить курс однажды и потом читать его без изменений хотя бы два года подряд не получится; если ты его не совершенствуешь, его содержательная часть стремительно устаревает.

Однако и в более "статичных" дисциплинах наблюдается та же самая картина. Преподавать античную историю в школе можно десять лет по одному и тому же (хорошему) учебнику. В вузе разработчик курса должен постоянно учитывать новейшую научную литературу и дорабатывать содержательную часть. Конечно, процесс устаревания здесь идет значительно медленнее, чем когда дело касается курсов, касающихся современности; и все же даже такой, "статичный" на первый взгляд курс нельзя читать в неизменном виде более двух-трех лет без определенной потери качества. Все, что не модернизируется, устаревает. Это влечет за собой необходимость постоянного совершенствования учебных курсов, отнимающего довольно много времени и сил.

Естественно, просто "оставаться на месте" при этом не получается, да к этому и не стоит стремиться. Любой курс всегда можно сделать лучше. Поэтому дилемма проста: либо ты движешься вперед, либо тебя сносит назад. Без вариантов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments